В современном мире увеличивается количество людей, страдающих разнообразными пищевыми нарушениями. Среди этих нарушений выделяются не только ставшие классическими нервная анорексия и булимия. Переедания также относятся к нарушениям пищевого поведения, если эпизоды потери контроля над употреблением пищи повторяются достаточно часто.
Пищевое поведение человека закладывается в детстве. Если маленького ребенка кормят насильно («пока все не съешь, из-за стола не выйдешь!»), заставляют доедать все, что положили в тарелку, кормят по часам, а не тогда, когда ребенок действительно проголодался, то ребенку очень трудно ориентироваться в своих ощущениях голода и насыщения. Именно эти ключевые телесные ощущения человека являются регуляторами пищевого поведения, и если они нарушены (человек есть не тогда, когда голоден, а когда наступает время обедать, или он заканчивает есть не тогда, когда насытился, а когда ничего не осталось в тарелке), то следствием этого могут быть переедания, пищевые зависимости, ожирение и так далее. Спрашивайте ребенка: «Ты голоден?», «Ты наелся?» для того, чтобы он научился прислушиваться к собственным телесным ощущениям, на основе которых функционирует саморегуляция пищевого поведения человека.
Если ощущения голода и насыщения не четко осознаются человеком, то возрастает риск формирования пищевой зависимости.
Пищевая зависимость – это психологический феномен, отражающий то, как человек использует еду для поиска дополнительного удовлетворения. При пищевой зависимости человек начинает есть не тогда, когда голоден, а когда встревожен, расстроен, подавлен, рассержен, одинок и так далее, то есть, когда есть другие потребности, не связанные с пищевой потребностью (голодом), которые не удовлетворены. Человек может «заедать» неприятности на работе, конфликты в семье, разочарование в жизни и многие другие дискомфортные эмоциональные переживания.
Как же осуществляется психологическая помощь при избытке веса, пищевых нарушениях? Основная задача: научить человека осознавать, что за тревога толкает его к холодильнику, когда он не голоден. Какие неосознаваемые потребности стоят за лишним пирожным?
Например: женщина начала переедать после того, как участились конфликты на работе. Даже когда она не голодна, она, вспоминая работу, чувствует смутную тревогу и начинает есть и не может остановиться, пока не почувствует, что уже не может втолкнуть в себя но одного кусочка. Если вместе с психологом она начнет анализировать, что же с ней происходит, когда она вспоминает работу, то можно обнаружить много неприятных переживаний – гнев на начальника, обиду на сослуживцев, страх увольнения или потери отношений с сотрудниками, ощущение собственной вины за то, что не справляется с тяжелой ситуацией, стыд за то, что совершила какие-то производственные ошибки и так далее. В этой ситуации, когда отрицательные эмоции хорошо осознаются, перед человеком стоит выбор – либо что-то предпринимать (поговорить с начальником, предложить сослуживцам способ выхода из трудной ситуации, простить себя за то, что оказалась несовершенной и допустила ошибки и так далее), либо «отключать» дискомфортные переживания с помощью еды. В случае, когда отрицательные эмоции не осознаются (потому что, например, «обижаться нельзя, это признак слабости»), тогда не осознается потребность отстоять себя перед начальством, потребность попросить поддержки у коллеги и пр. И тогда остается только ощущение смутного неудовлетворения, смутной тревоги, избавиться от которой можно только одним способом – заесть.
Для того, чтобы помочь человеку понять, что же за скрытые неудовлетворенные потребности толкают его к перееданию, в работе с психологом используется «пищевой дневник». Человек ведет дневник, в котором он фиксирует каждый случай переедания. Дневник представляет собой таблицу, в которой несколько столбцов: 1. значимые события, которые предшествовали эпизоду переедания, 2. мои чувства в связи с этими событиями, 3. уровень моего голода (от 0 до 4), когда я начал есть.
Этот дневник анализируется психологом на встречах с клиентом. Уровень голода определяется в диапазоне от 0 – «я не голоден, я сыт», до 4 – «я очень голоден». Если этот дневник клиент заполняет постоянно и тщательно, то постепенно с помощью психолога человеку удается хорошо понимать свои переживания и ограничить чрезмерное потребление пищи. Для более эффективной работы к сотрудничеству привлекается врач-диетолог, который отслеживает регулярность и сбалансированность питания.
При некотором навыке самоанализа человек с периодическими пищевыми нарушениями может использовать «пищевой дневник» самостоятельно.
© Ольга Поддъякова, клинический психолог, 2013 г
|