Вопросов, с которыми ко мне, как к психотерапевту, обращаются люди – множество. Основную суть их можно сформулировать так: «Как мне стать более счастливым, чем я есть? Как сделать так, чтобы меня любили? Как больше любить самому?». Очевидно, что однозначных и быстрых ответов на эти вопросы не существует. Поэтому работа с психологом – это всегда поиск, где практически не существует готовых советов, и этот поиск требует времени. Это всегда душевный труд, как клиента, так и психолога.
Анализируя весь свой практический опыт работы с клиентами, я попытаюсь сформулировать несколько правил, которые помогут настоящим и будущим клиентам сделать эту работу более эффективной.
Правило первое: «УЧИМСЯ ЦЕНИТЬ МЕДЛЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ»
Взрослый человек не меняется быстро, и психотерапевтическая работа с психологом требует времени для того, чтобы совершались медленные изменения в переживаемых чувствах, образе мыслей, поведении клиента. Как писал Александр Лоуэн: «Только медленные изменения, которые равносильны развитию, а не магическому превращению, надежны и необратимы».
Психолог даже «семи пядей во лбу» не способен:
- «читать клиента как раскрытую книгу»,
- решать психологическую проблему, с которой клиент живет с детства, за одну-две встречи,
- манипулировать клиентом таким образом, чтобы самому клиенту ничего не надо было делать для преодоления своих психологических трудностей.
Для того, чтобы эти изменения происходили, психолог:
- замедляет быструю речь клиента, чтобы он мог соприкоснуться со своими чувствами,
- уделяет внимание всем нюансам стереотипных убеждений клиента и всем следам его подавленных переживаний,
- по крупицам создает условия для приобретения клиентом нового опыта, новой модели поведения.
Чтобы новый опыт (например, опыт отстаивания своих личностных границ) был усвоен и ассимилирован человеком, в его головном мозге должны образоваться новые нейронные связи. Ученые утверждают, что для их образования необходимо задействовать все тело человека: его выразительные жесты, движения конечностями и торсом, полную мощь его голоса. И эти движения должны быть согласованы со смыслом тех посланий, которые человек обращает тем, кто нарушает его границы. Как правило, защита своих границ бывает блокирована страхом (страх, что если я буду отстаивать свои границы, то другой человек уйдет навсегда; страх, что никто не будет любить, и так далее). Это та сформированная в раннем опыте клиента нейронная связь, которая мешает формированию нового поведения. Ее нельзя просто вычеркнуть, она нуждается в преобразовании. И эта работа мозга не совершается мгновенно.
Правило второе: «УЧИМСЯ ГОРДИТЬСЯ МАЛЕНЬКИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ».
Этот урок особенно важен тем, кто страдает перфекционизмом и старается идти по жизни со следующими лозунгами:
- я все должен делать на «отлично»,
- я должен со всеми обстоятельствами справляться самостоятельно, без посторонней помощи,
- я должен решать любую проблему вне зависимости от того, какое время на это отведено,
- я не должен сомневаться и вслепую нащупывать путь – в каждый момент времени у меня должен быть готов алгоритм решения,
- когда меня хвалят, я считаю, что я этого не заслуживаю или воспринимаю это как должное, не придаю этому значения,
И тогда: я не умею ценить маленькие шажки на пути к далекой цели, я требую от себя всего и сразу, и когда закономерным образом я этого не получаю, я обесцениваю себя, обвиняю себя, считаю, что я не на что не годен.
В психотерапии человек медленно и постепенно приобретает новое видение себя, новые способности в отношениях с другими. Эти приобретения не сваливаются на него вдруг, они образуются через маленькие шажки: здесь, вопреки обыкновению, не побоялся предложить коллегам свое мнение, там вдруг искренне что-то выразил жене, и так далее, движемся потихоньку.
Итак, психолог делает все, чтобы:
- обозначать сильные стороны клиента (о которых клиент часто не знает или привычным образом сбрасывает их со счетов) и подчеркивать то, как эти сильные стороны проявляются во взаимодействии с психологом здесь-и-сейчас.
- подчеркивать маленькие достижения клиента,
- выражать клиенту гордость или восхищение этими маленькими шажками – и это искренне! Потому что я, как психолог, в этот момент горжусь нами обоими: и клиентом, который потихоньку движется к любви к себе, и собой, поскольку я к этому причастна.
А иногда, как это ни парадоксально, психолог может поддержать перфекционизм клиента, как что-то вполне здоровое и нормативное, особенно, если психолог:
- всегда должен делать свою психотерапевтическую работу на «отлично»,
- всегда должен справляться с работой самостоятельно, без посторонней помощи (супервизорской),
- всегда должен решать любую проблему клиента вне зависимости от того, какое время на это отведено,
- не должен сомневаться и вслепую нащупывать путь – в каждый момент терапии у него должно быть ясное понимание того, что делать с клиентом.
Удачи нам!