Психологическая помощь:
мифы и реальность

Кто такой психолог? Кто такой психотерапевт?

В чем различия между психологическим консультированием и психотерапией?

Как психолог может помочь другому человеку решить его проблему?

Каковы гарантии, что помощь психолога будет эффективна, и клиент решит свою проблему?

За что платят психологу, за разговор?

Может ли психолог помочь за одну встречу?

Может ли психолог «видеть» людей насквозь и сразу сказать человеку, какая у него главная проблема и как ее решать?

Может ли психолог ответить на вопрос клиента: «Нормален ли я?»

Нужно ли квалифицированному психологу самому иметь опыт личной психотерапии и работать с другим психологом в качестве клиента?

Зачем психолог в работе с клиентом уделяет такое большое значение самопознанию клиента?

Психолог Поддъякова Ольга

И В ХВОСТ, И В ГРИВУ - или Руководство по использованию психолога.

 

Вопросов, с которыми ко мне, как к психотерапевту, обращаются люди – множество. Основную суть их можно сформулировать так: «Как мне стать более счастливым, чем я есть? Как сделать так, чтобы меня любили? Как больше любить самому?». Очевидно, что однозначных и быстрых ответов на эти вопросы не существует. Поэтому работа с психологом – это всегда поиск, где практически не существует готовых советов, и этот поиск требует времени. Это всегда душевный труд, как клиента, так и психолога.

Анализируя весь свой практический опыт работы с клиентами, я попытаюсь сформулировать несколько правил, которые помогут настоящим и будущим клиентам сделать эту работу более эффективной.

 

 

 

Правило первое: «УЧИМСЯ ЦЕНИТЬ МЕДЛЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ»

Взрослый человек не меняется быстро, и психотерапевтическая работа с психологом требует времени для того, чтобы совершались медленные изменения в переживаемых чувствах, образе мыслей, поведении клиента. Как писал Александр Лоуэн: «Только медленные изменения, которые равносильны развитию, а не магическому превращению, надежны и необратимы».

Психолог даже «семи пядей во лбу» не способен:

  • «читать клиента как раскрытую книгу»,
  • решать психологическую проблему, с которой клиент живет с детства, за одну-две встречи,
  • манипулировать клиентом таким образом, чтобы самому клиенту ничего не надо было делать для преодоления своих психологических трудностей.

Для того, чтобы эти изменения происходили, психолог:

  • замедляет быструю речь клиента, чтобы он мог соприкоснуться со своими чувствами,
  • уделяет внимание всем нюансам стереотипных убеждений клиента и всем следам его подавленных переживаний,
  • по крупицам создает условия для приобретения клиентом нового опыта, новой модели поведения.

Чтобы новый опыт (например, опыт отстаивания своих личностных границ) был усвоен и ассимилирован человеком, в его головном мозге должны образоваться новые нейронные связи. Ученые утверждают, что для их образования необходимо задействовать все тело человека: его выразительные жесты, движения конечностями и торсом, полную мощь его голоса. И эти движения должны быть согласованы со смыслом тех посланий, которые человек обращает тем, кто нарушает его границы. Как правило, защита своих границ бывает блокирована страхом (страх, что если я буду отстаивать свои границы, то другой человек уйдет навсегда; страх, что никто не будет любить, и так далее). Это та сформированная в раннем опыте клиента нейронная связь, которая мешает формированию нового поведения. Ее нельзя просто вычеркнуть, она нуждается в преобразовании. И эта работа мозга не совершается мгновенно.

 

Правило второе: «УЧИМСЯ ГОРДИТЬСЯ МАЛЕНЬКИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ».

Этот урок особенно важен тем, кто страдает перфекционизмом и старается идти по жизни со следующими лозунгами:

  • я все должен делать на «отлично»,
  • я должен со всеми обстоятельствами справляться самостоятельно, без посторонней помощи,
  • я должен решать любую проблему вне зависимости от того, какое время на это отведено,
  • я не должен сомневаться и вслепую нащупывать путь – в каждый момент времени у меня должен быть готов алгоритм решения,
  • когда меня хвалят, я считаю, что я этого не заслуживаю или воспринимаю это как должное, не придаю этому значения,

И тогда: я не умею ценить маленькие шажки на пути к далекой цели, я требую от себя всего и сразу, и когда закономерным образом я этого не получаю, я обесцениваю себя, обвиняю себя, считаю, что я не на что не годен.

В психотерапии человек медленно и постепенно приобретает новое видение себя, новые способности в отношениях с другими. Эти приобретения не сваливаются на него вдруг, они образуются через маленькие шажки: здесь, вопреки обыкновению, не побоялся предложить коллегам свое мнение, там вдруг искренне что-то выразил жене, и так далее, движемся потихоньку.   

Итак, психолог делает все, чтобы:

  • обозначать сильные стороны клиента (о которых клиент часто не знает или привычным образом сбрасывает их со счетов) и подчеркивать то, как эти сильные стороны проявляются во взаимодействии с психологом здесь-и-сейчас.
  • подчеркивать маленькие достижения клиента,
  • выражать клиенту гордость или восхищение этими маленькими шажками – и это искренне! Потому что я, как психолог, в этот момент горжусь нами обоими: и клиентом, который потихоньку движется к любви к себе, и собой, поскольку я к этому причастна. 

А иногда, как это ни парадоксально,  психолог может поддержать перфекционизм клиента, как что-то вполне здоровое и нормативное, особенно, если психолог:

  • всегда должен делать свою психотерапевтическую работу на «отлично»,
  • всегда должен справляться с работой самостоятельно, без посторонней помощи (супервизорской),
  • всегда должен решать любую проблему клиента вне зависимости от того, какое время на это отведено,
  • не должен сомневаться и вслепую нащупывать путь – в каждый момент терапии у него должно быть ясное понимание того, что делать с клиентом.

Удачи нам!